ТРЕХГОЛОСНОЕ СЛОЖЕНИЕ

ТРЕХГОЛОСНОЕ СЛОЖЕНИЕ
. Когда говорят, что басовой голос обязан своим происхождением потребности иметь солидный фундамент под трем голосами, выражающими гармонию, то тем самым высказывается косвенно мысль, что в т-м с-ии, обладающем лишь тремя, необходимыми для выражения гармонии, голосами, недостает настоящего басового голоса. В нижнем голосе т-го с-ия обыкновенно встречается менее квартовых, квинтовых и терцовых шагов, чем в сложении, рассчитанном на 4 и более голосов. Конечно, аккорды, четырехголосные по природе, могут в т-м с-ии быть выражены лишь эллиптически (с выпущением); таковы, например, мажорный и минорный септаккорды, часто появляющиеся в виде уменьшенных трезвучий (терцсептаккорды; h: d: f вместо [g] h: d: f или h: d: f [a]). Но если т. с. нота против ноты имеет в силу вышеуказанного несколько шероховатый и жидкий характер, то все его недостатки исчезают при фигурации. Полифония при помощи арпеджирования (См.) дает тогда возможность дополнить недостающий четвертый голос, нижний голос получает полную свободу ведения и вполне может быть уподоблен басу; при такой полифонии даже двухголосное сложение в состоянии ответить всем требованиям ясного выражения гармонии. – Т. с. появилось в 12-м веке; голос, прибавленный к тенору и дисканту, назывался triplum или motetus. Еще в течение почти всего 15-го века т-му с-ию оказывалось предпочтение и лишь у композиторов после Дюфэ получило постепенно всеобщее распространение четырехголосное сложение.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Смотреть что такое "ТРЕХГОЛОСНОЕ СЛОЖЕНИЕ" в других словарях:

  • TRIPHONIA — (греч.), трехголосное сложение. T. basilica, organica, См. Полифония …   Музыкальный словарь Римана


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»